
Продолжаю серию мини-рецензий на фильмы о журналистике и журналистах. Фильм Гражданин Кейн был снят аж в 1941 году Орсоном Уэллсом в США, да-да, 71 год назад. До сих пор этот фильм можно считать эталоном журналистского жанра "очерк", перенесённого на экран и показанного, как бы, в процессе создания. С одной стороны, есть история жизни богача, медимагната и журналиста Чарльза Фостера Кейна, показанная глазами других журналистов, с другой стороны, в фильме показывается сам процесс работы тех журналистов, которые рассказывают о Кейне. Своего рода история в истории, очерк наизнанку.
Очерк как журналистский жанр характеризуется отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Есть несколько видов очерков, фильм "Гражданин Кейн" больше подходит под определение портретного очерка, поскольку исследуется личность героя и его внутренний мир.
Фильм получился немного затянутым, но во-первых нужно было показать целую жизнь человека, со всеми проблемами, успехами и рутиной повседневной работы, а во-вторых, повторюсь, фильм снимался в 1941 году, когда были несколько иные представления о кинематографе. Несмотря на свою затянутость фильм производит колоссальное впечатление и передаёт сам смысл журналистской работы, который заключается не просто в передаче информации, а в поиске чего-то сокровенного, что передаст настроение и понимание происходящего. Фильм был снят 71 год назад, но сейчас как никогда актуален, поскольку простая передача информации ценится всё меньше и меньше. При этом профессия журналиста не становится менее актуальной, журналист должен не просто передать информацию, но сделать её понятной, близкой для читателя, слушателя или зрителя. А чтобы добиться такого результата журналист должен проделать огромную работу, погрузиться в материал, найти ту важную часть, которая скрыта от глаз обычных людей, но делает происходящее именно тем, чем мы его себе представляем.
В фильме "Гражданин кейн" журналист разбирая дневники и записи, слушая рассказы знакомых Кейна пытается составить портрет, но портрет постоянно кажется ему неполным, не хватает какой-то части портрета, "недостающей части пазла человеческой жизни" (цитата из фильма).
К сожалению, эту часть не всегда удаётся найти.